Здравствуйте!
Поведение людей
и их судьба, главным образом связаны с принятием решений на различных этапах их жизни. Известно,
что процесс принятия решений, как категория диалектическая, должен иметь начало и окончание. В
нашем случае началом есть сбор и анализ априорной информации. И хотя каждый человек принимает
решения каждый день, почти никто не задумывается о том, каковы предпосылки того или иного решения,
как зависит время от возникновения идеи или необходимости до их реализации от полноты, характера,
формы представления исходных данных.
История математики свидетельствует
о том, что первые попытки подвести научную базу под принятие решений предпринимались с 17 века,
когда начинали вычислять частоты успеха в азартных играх. Для двадцатого века характерна устойчиво
живучая классическая интегро-дифференциальная парадигма, являющаяся основой процессов принятия
решений. Ее сторонники никогда не упоминали о налагаемых значительных ограничениях и явно завышенных
требованиях к априорной информации.
Тенденция к гумманизации общества
во второй половине 20 века привела к бурному росту альтернативных методов принятия решений, имеющих
разные научные основания. К этому времени относится возникновение теории нечетких множеств (автор
американский математик азербайджанского происхождения Лотфи Заде), давшей возможность оценивать
субъективные суждения в категориях возможности и необходимости и расширившей представления о числовых
множествах. Несколько позже возродилась теория нейронных сетей после тридцатилетнего упадка и
возникло эволюционное моделирование, базирующиеся на генетических алгоритмах. Последние теории
в качестве базиса активно используют природный отбор по Дарвину и особенности функционирования
головного мозга человека. Немаловажную роль сыграл и метод группового учета аргументов, созданный
киевским ученым А.Г. Ивахненко, давший возможность наиточнейшего прогнозирования при малых выборках
начальных данных.
Подробнее об этих и других методах
в следующих выпусках рассылки. Она безусловно будет полезна всем тем, кто активно использует в
своей работе анализ данных и, особенно, прогнозирование и планирование и тем, кто только собирается
это сделать, поскольку поле приложения излагаемых методов, подходов и примеров воистину бесконечно.
Особенно студентам при подготовке курсовых и дипломных проектов, а также аспирантам и преподавателям
при постановке новых курсов по методам принятия решений, эволюционному моделированию, методам
оптимизации и прогнозирования. Давно известные и новые, простые и сложные методы анализа данных
будут представлены на страницах рассылки.
|